В настоящем разделе собран ряд советов по использованию различных тактических приемов при игре на наиболее популярных картах в Counter-Strike. В основном советы касаются версий, предшествовавших CS:Source, но, по большому счету, в целом они прекрасно работают и в Source. Отличия, связанные с появлением на Source в старых картах ряда новых укромных уголков, другого расположения ящиков и выступов, створок дверей и точек прострела еще ждут своих исследователей. Пока здесь размещено описание тактики игры на таких популярных картах, как de_train, de_dust, de_dust2, de_aztec, cs_italy Кроме того, здесь же Вы можете прочитать некоторые тактические советы от бывалых игроков. Помимо советов, даны также ссылки на ряд ресурсов с подробным описанием карт и тактики действий на них. Тактика на de_train для готовых команд http://www.halflife.ru/134.html By : Aldes De_train - одна из самых старых карт в Counter-Strike. Она появилась сразу, как были придуманы сценарии CS_ и DE_. Карта небольшая, но академичная, классическая. Тут можно поломать голову и стратегам и тактикам. С чего стоит начинать на de_train? С тактики перемещения по карте и изучения самых коротких путей до бомб-сайтов. 1. Terrorist positions Путь первый. Когда вы играете за террористов, ваша задача заключается не только в том, чтобы заложить бомбу на одной из платформ и умыть руки, но и охранять закладку до тех пор, пока не наступит безопасное время. В большинстве случаев, приходится жертвовать одним из членов команды, чтобы контры не смогли разминировать бомбу. Самый простой способ выиграть - первым добежать до ближайшего бомб-сайта, заложить заряд и рассредоточиться по ближайшим укрытиям так, чтобы держать под огнем как можно большую территорию. Каждый из членов команды должен четко знать свое место и позицию. Контры обычно слишком поздно начинают группироваться вокруг бомб-сайта, и у вас будет время на подготовку достойного приема.
Итак, ближайшая точка, к которой можно быстро добежать - бомб-сайт "А", в "ремонтных боксах". До него можно добраться двумя путями: 1.бежать прямо до упора, а затем направо, по корридорам; 2.направо перед мусоркой и под/между вагонами на открытой площадке. Первый путь дольше, второй опасней. В первом случае, у вас только одна угроза - если пара контров с автоматами или MP5 встретят вас огнем при входе в туннели. Их можно ликвидировать гранатами, или посадить невдалеке снайпера (даже с респауна простреливается очень большая территория).
Во втором случае, вы можете нарваться на контров, рассредоточенных между вагонами и на вагонах. Бой будет долгим, а вам этого не надо. Поэтому, когда мы играем командой больше, чем 3 человека, мы всегда разделяемся на группы по 2 бойца. Двое (с бомбой) идут прямо по длинному пути, другие двое - коротким. В случае чего, группы смогут прикрыть друг друга. Даже если одна группа нарвется на превосходящую по силе команду контров, вторая сможет избежать этой встречи, и попробовать еще раз. Позже. Опасность после закладки на точке "А" заключается в снайперах и автоматчиках противника, которые могут вести огонь с другого конца поля. Не высовывайтесь, а просто постреливайте в том направлении - ваше дело, ждать
. Путь второй. Довольно опасный второй путь - через ближайшую "дверь", по лестницам, к точке "Б". Опасность заключается в том, что по пути вы можете нарваться на снайперский огонь, на десант противника снизу (они могут рвануть по лестнице с нижнего этажа) и на блокирование группы сзади, со стороны респауна. Если вы играете с сильным противником, скорее всего, он будет атаковать вас в этой ситуации с фронта и тыла одновременно. Так, что вам придется держаться в узких переходах с ограниченной видимостью. Какой план: отряд должен состоять из двух групп по 2-3 человека. Бомба - у замыкающего, чтобы в случае чего, он мог уйти. Первая группа должна вывести из строя стрелков противника, которые засели в дальнем конце туннеля или ждут вас на лестнице. Используйте гранаты - помогает. Вторая группа должна начать движение по команде первой. А до тех пор - следить за тылом и охранять бомбу. Далее, правильный ход - пройти до упора, туда, где коробки и закрепиться там. Место плохое само по себе, но его надо использовать как отправную точку для начала броски к бомб-сайту. Когда вы выходите на "балкон" - вы сверху, а противник, скорее всего - снизу. Но он у вас, как на ладони. Если снайперы не притаились у вагонов, у вас есть шанс. Ослепите их всех, затем группами по 2 человека пробивайтесь к бомб-сайту. Первая группа должна пройти до конца балкона, чтобы зачистить его, затем отбить платформу. Вторая - лучше всего, спрыгнуть по середине балкона на вагон, затем на платформу. Вы можете сэкономить драгоценные секунды. Одного хорошего стрелка можно оставить наверху, чтобы он следил за противником и прикрывал вас огнем. Дойдет до рукопашной - смело в нее вступайте. Победит тот, у кого есть хорошая "крыша" на вагонах или на балконе. Остальные пути внимания не заслуживают, потому что по пути можно потерять половину личного состава, или просто завязнуть где-то на полпути к бомб-сайту. Можно, конечно, комбинировать. Но лучше, отработать эти пути и менять их время от времени. Примеры неправильного планирования и командования. У нас был случай, когда четыре раза подряд мы попадались на одну и ту же уловку: мы бежали всей толпой по ближнему пути (путь 2), а противник атаковал сразу и с фронта и с фланга так, что мы были зажаты в переходах, где нас закидывали гранатами, а потом гасили из пулеметов. Команда была уже на взводе и никто не хотел прикрывать спину, все хотели быть героями и рвались под снайперские пули впереди. Второй случай. Мы разделялись несколько раундов подряд на две группы по 3 человека и упрямо шли по первому пути, потому что он был лучше отработан. В один прекрасный момент мы понимали, что нас ждала вся группа контров именно в конце аллеи. Они отбивали бомбу и удерживали ее до конца раунда или пока нас всех не приканчивали. Все вместе они очень хорошо держали всего два выхода из туннелей: на аллею (большое открытое пространство) и к вагонам (узкие проходы). CT Positions Главная стратегическая задача CT - угадать куда будет закладываться бомба. Или узнать об этом вовремя. Что для этого надо сделать? Правильно оценить силы и расставить разведчиков. Если на главном направлении удара погибнет только один разведчик, остальная команда сможет за него отомстить. Когда команда пытается покрыть сразу оба бомб-сайта, делится на две части, одни из этих частей обычно и погибает сразу же, потому что терроры идут на бомб-сайт всей командой. А если они еще действуют и по правилам, то тут уж точно 2-3 CT ничего сделать не смогут. Поскольку респаун CT находится ровно посередине между бомб-сайтами, нужно сразу четко определиться, какой бомб-сайт защищать, а какой в случае чего, отбивать. По статистике, терроры ломятся чаще к сайту "А", хотя бы потому, что он ближе. Что ту можно сделать: а) захватить площадку заранее и вести огонь с готовых позиций, б) пропустить террористов к бомб-сайту и напасть на них со всех сторон, в) контратаковать их всей группой на подходах к бомб-сайту. Если вы используете схему 1-группа-1 (т.е. два разведчика + группа поддержки), вы сможете достаточно оперативно отреагировать в нужном направлении и начать действовать по одному из планов. Чаще применяется уже классический план - контратака. Вобщем, никто не хочет ждать, все ломятся прямиком. Однако, на практике контратака - это игра ва-банк, не факт, что получится. Другое дело, ждать противника на готовых позициях, когда он просто выходит под перекрестный огонь. Ключевую роль на de_train могут играть снайперы CT: есть несколько удобных мест, но и они ни без недостатков.
Первое место: в зоне "А" - на крыше, рядом с вентиляцией. Туда можно попасть по лестнице на стене. Суть этого места в простреливании туннелей слева и прямых подходов прямо и справа. Но у снайпера на этом месте должна быть очень твердая и точная рука: его не сложно "снять" с позиции.
Второе место: в зоне "Б" - в углу, рядом с балконом, за ящиками. Небольшая зона обстрела - только выход с лестницы и немного коридора. Но тут снайпер может снять как минимум одного террора практически без риска для себя: далеко и негде маневрировать. Но гранаты, в том числе FLASHBANG‘и могут сильно подпортить вашу репутацию.
Третье место: между зонами "А"и "Б" - под вагонами, на переходе между зонами, там, где можно спуститься по лестнице. Снайпер со слонобоем может вышибить мозги всем, кто попытается заложить бомбу на сайте "А". Это абсолютно безопасная позиция: она далеко от сайта "А" и там темно, вас почти не видно. Опасность только слева из-за вагонов и от случайно приблизившегося стрелка. Фиг знает, кому на de_train жить хорошо: террорам или контрам. Наверное, лучше контрам, потому что они выбирают путь. Но, опять же, по той же самой статистике, терроры имеют преимущество. Выбор оружия Никаких четких рекомендаций, кроме одной: АК47 - лучшее оружие для террористов. Обычно я его беру. А если нет денег - MP5. Посколько в коридорах особая точность не требуется, а требуется убой и скорострельность. А из АК можно и вдаль популять успешно. Для CT также рекомендуется MP5 + один слонобой на команду. Кстати, PODBot показал, что на de_train можно эффективно действовать даже с дробовиком. Командная тактика на de_dust http://www.halflife.ru/140.html By : Aldes de_dust - лучшая карта в CS, такая же как D1M1 в Quake-2. Самый лучший баланс сил и самая правильная развесовка шансов на победу. При всем при этом, вот что я вам скажу: на de_dustпреимущество у грамотных контров. На самом деле, карта имеет пару стратегически важных точек, с которых можно очень хорошо держать все пути даже двум бойцам. На карте, как и везде два сайта для закладки бомбы: одна на респауне контров, другая - неподалеку. Однако, для того, чтобы добежать до второго сайта, CT требуется не менее 18 секунд. Примерно столько же, сколько и террористам (23-25 сек). Отсюда и народная любовь к этому бомб-сайту. А респаун контров используется часто как запасной аэродром. Terrorist Positions К бомб-сайту "А" террористы могут подойти двумя путями. Первый путь - по корридорам (верхним туннелям)(через «крест» - прим.Palych). Второй - по "трубе" (нижнему туннелю)(под «мостом» - прим.Palych). По первому пути можно очень быстро пробежаться и достигнуть точки закладки почти также быстро, как и контры. Однако, контры это знают, и вероятно, постараются перехватить инициативу еще в верхних туннелях. Используйте гранаты на все 100%. И FLASH и HE. Недавно, мы отрабатывали вполне работающую тактику: перед тем, как зайти в туннель, террористы активно обрабатывают все вокруг ослепляющими гранатами (их можно нести 2 штуки). Мало кого не касается их действие. Поэтому, и те, кто сидит справа от входа, и те, кто слева ждут своей очереди пострелять, могут на пару секунд отвлечься. Вот тут-то вам и надо ломиться. Сначала, проходят стрелки с автоматами или дробовиками. Их задача - расчистить проход к бомб-сайту. Посередине - террор с бомбой. Сзади - автоматчик или снайпер (с полузумом - подойдет), который прикрывает спину от стрелков контр-террористов, которые сидят на балконе. Самое сложное - удержаться на открытой местности после закладки. На бомб-сайт можно попасть не только из туннеля, но и через ворота. Они полуоткрыты, поэтому через них ничего не видно, но может пройти человек. Самое опасное, это когда CT начинают ломиться сразу и оттуда, и оттуда. Конечно, те из них, что пойдут через ворота, скорее всего погибнут там же. Но за это время другие могут вас сильно потрепать или закидать гранатами. Отсюда мораль: хороший стрелок должен следить за туннелем сразу с того момента, как бомба попадает на бомб-сайт. Можно посадить одного из автоматчиков справа или слева от выхода и туннеля в засаде. Обычно эта уловка проходит и CT вылетает с гиканьем и посвистом на площадь ... тут и падает. Подробнее о втором пути: через "трубу"
Есть одна классная тактика, которая позволяет не сильно напрягаясь извести половину боевого состава CT не переходя в открытое столкновение. Для этого, вам нужен как минимум один снайпер (со слонобоем - лучше всего!) и как минимум один автоматчик -- это для группы, которая сядет в "трубе". Еще один автоматчик должен прикрыть спину - козырек над трубой, со стороны респауна терроров. Если CT смогут зайти сзади - все кто находятся в "трубе" погибнут быстро и бесславно. В чем фишка этой тактики: большая часть террористов, включая парня с бомбой, аккуратно размещается в "трубе" под навесом и отстреливает оттуда зазевавшихся CT, которые время от времени пытаются выкурить террористов из убежища. За это время (минута-две) терроры могут снять до 50% контров. Расположение. Снайперу не плохо бы сидеть на недоступном для контровых снайперов расстоянии - т.е. в самом дальнем уголке или на приступочке, у зеленых ящиков. Рано или поздно контры будут сами выходить под прицел: захотят пострелять или покидаться гранатами, а для этого им придется спуститься к трубе. Тут их и бейте. Автоматчикам надо держаться посередине, между ящиками и не отсвечивать. Лучше, если от сразу снимут контрового снайпера, который обычно сидит на белконе прямо напротив трубы. Либо не подставляться под его огонь. Задача стрелков - в случае массированной атаки с фронта, мочить все что движется. Снайпер вас прикроет. Группа (или один автоматчик) прикрывает спину. Это не сложно: только один выход из туннелей упирается в стену, справа и слева от тунеля нет никаких серьезных укрытий. Автоматический огонь как минимум предупредит остальных об угрозе атаки со спины. Однако, обычно все, кто пытался прорвать эту оборону, там и оставались. Почему: расстояние довольно большое, гранатами особо не покидаешься, а сам ты уже под прицелом; пока вышел, прицелился - оказывается уже умер. Рекомендуется не затягивать особо с сидением в "трубе", а после вывода из строя половины (не менее!) солдат противника, приступать ко второй фазе операции и закладывать бомбу. Тут есть два пути: продолжить путь по трубе (опасный) и пойти верхом (по тунелям - менее опасный, потому что у вас будет численный перевес). Продолжить путь по "трубе" можно, но небезопасно потому, что CT могут скрываться на козырьке над трубой со своей стороны, когда вы выйдете - вы у них как на ладони. Или снайпер в конце подъема на выходе из трубы - тоже очень опасен. Хотя, если вам удалось серьезно покоцать противника, можно очень быстрой выйти из "трубы" и устремиться на респаун CT, где и заложить бомбу. CT Positions
На этой карте у CT несоизмеримо больше возможностей для комбинирования и тактических действий, чем у терроров. Для начала, вы должны знать самые стратегически важные точки. Их три. Первая: козырек над трубой у входа в верхний тунель. Контроль над выходом из трубы и всем верхним тунелем гарантирован. Причем, противник не может вас никак "снять" не раскрыв себя: снизу он вас не видит и не может стрелять сходу, а в верхнем тунеле ему никак не миновать вашего огневого рубежа. Конечно, терроры сверху могут использовать вспышки и гранаты, но у вас-то они тоже есть! Если вы успеваете добежать до козырька раньше, чем террористы войдут в верхний туннель - игра за вами, как минимум в 80% случаев. Даже если группа террористов и прорвется через ваш огонь по туннелям к бомб-сайту, у них будут серьезные потери и много покоцанных. А если ваш партнер с автоматом встретит их на полпути, тут им и крышка - перекрестный огонь. Главное, не пострелять своих. А для этого ... Вторая топ-позиция: у выхода и туннеля со стороны бомб-сайта. Скажем так: здесь сидеть небезопасно, но есть правило - хороший стрелок тут свою жизнь дешевле 2 к 1 не продает. Тоесть, даже если его "снимают" атакующие, раньше, чем после второй потери со стороны терроров этого не происходит. Ну, или за крайне редким исключением (боты, хэдшот с 50 метров ... ну, вы поняли). Еще более усугубит положение атакующих террористов добрый парень со снайперкой или полузумом типа AUG'а, который расположится за каменной стеной на приступочке, чуть поодаль от выхода. Здесь для терроров остается только один выход - через боковой проход - на площадь перед воротами. А тут... Третья позиция: на этот раз четко для снайпера. Называется она "на коробках". С коробок практически все поле как на ладони: и "труба", и площадь, и ворота, и козырек. Бывает, что снайпер не успевает сделать ни одного выстрела (первая и вторая позиции очень хороши вместе). А бывает, что вся толпа ломится через боковой проход - к воротам. Тут им и конец. Ну, или как минимум двум-трем. Слонобой - хороший выбор для стрелка с твердой рукой. Один выстрел - один труп. Два - уже двое лежат. И так далее. Для всех остальных, "4-8" подойдет как нельзя лучше: магазин на 20 патронов, цена как у слонобоя и полуавтомат с высокой скорострельностью. Эта же позиция становится ключевой, когда вся команда террористов ломится низом. Они могут попытаться убрать снайпера, но до тех пор, пока он на своем месте (особенно со слонобоем), никто в атаку не пойдет - верная гибель. Самый большой прикол, когда в результате остаются два снайпера (см. тактику для террористов и "трубы"). Тут начинается охота "кто быстрее и точнее".
Грамотно и вовремя расставленные люди - залог успеха на de_dust. CT будут непобедимы, если террористы вовремя на сменят тактику. Заняв три топовые позиции, CT обеспечат себе контроль над всей картой. В противовес, можно посоветовать террорам в данной ситуации найти слабое звено в обороне CT (снайпер или один из выходов из верхнего тунеля) и ломиться туда всей толпой. Есть возможность, что половину команды удасться спасти для решающего броска на бомб-сайт. Еще один важный аспект: если вы играете за CT и решите бросить все силы в каком-то одном направлении, имейте ввиду, что у вас есть шанс вовремя перегруппировать силы на площади перед воротами. Ну, скажем, в ситуации, когда вы ждете противника через верх, а он начинает ломиться через низ. Не беда - два-три бойца на козырек добежать успеют. И даже в случае, если шпион противника с автоматом решит зайти в тыл, шансов завалить всех на козырьке у него только 20% (опять-таки по статистике). Выбор оружия Автоматы и винтовки - и только они. Пистолеты-пулеметы будут не достаточно сильны и точны для стрельбы на таких расстояниях, как на de_dust. Дробовики вообще нафиг не сдались. Пулемет ... если только для поддержки туннеля (малая скорострельность, но большая убойность). Автоматы типа M4A1 с накрученным глушаком - отличный выбор для CT. А еще лучше - AUG с полузумом. Trust me. АК47 и SG-552 - для терроров. Снайперам рекомендую слонобой (4-6), а для тех, кто не любит принцип one shot - one kill (или даже two kills) - 4-8. Да! CT, покупайте Defuse Kit. Частенько вам придется им пользоваться, если у вас в обороне есть дыра. Помошь штурмовику! Для начала... Слово "ШТУРМОВИК" у некоторых людей вызывает сразу же противоречивую реакцию мол: "КамикадЗе с Сигарой в зубах и идиотской Улыбкой на лице, боевым кличем "Всех порву, моргала выколю"! Если подумать рассудительно, то фрагонабиватель, действующий по принципу: "2-10 фрага (у кого как;)) одна смерть" Я с этим не согласен , люди которые бегут впереди паровоза и выносят всех подряд этолюди знающие своё дело - онт делают то, что умеют. Но эта тактика не всегда лучшая! Кто он такой?! Штурмовик - человек который ГРУДЬЮ стоит за свою команду! И готов в огонь и в жару спасать / убивать ВИПА! Разминировать / Закладывать Бомбу! Жизнь отдаст за Хостагов (Контр), или Жизнь хостага отдаст за себя (Террор) Амуниция На штурмовика возложено очень многое: замочить всех (само собой), заложить бомбу / разменировать, защитить заложников / забрать их же, то не всегда хватает только health, нужно ещё нечто: броня (лучше обязательно) и желательно (8-2). Нужны ещё и другие средства убийства / защиты нежели основное оружие: гранаты - мой совет: Два Флэша и одна Боевая. Дымовуха - параша, её исспользуют, по большому счету, только на открытых пространствах, и то, только чтобы Снайпер не подстрелил, падло! :))) К большому сожалению, у контров есть такая штучка-дрючка как Дэфьюз-Кит. Бомба имеет свойство сильно "Чирикать", когда ты её обнаруживаешь на бомбпленте - эта штука просто незаменима. А вот террам неповезло - нет средства "быстрой закладки бомбы" :((((( Самое главное Конечно же это НОЖ!!! А вдруг подвернятся на пути какой-нибудь Ламер или Кампер, так вы его сразу на "Салат"! Практический совет Играйте, люди, в команде, так как отряд Организованных Ламаков может запросто вынести Атцов, которые бегают в рассыпную (Сам видел, и неоднократно, так что не удивляйтесь! :(, а играйте командно!!!